ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ НАВИГАТОР: ВЫБОР БУДУЩЕГО В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Проект — упакованная в терминах проектного менеджмента инициатива с готовой командой, проработанным продуктом, детальным планом реализации, перечнем необходимых ресурсов и пониманием источников их привлечения
Реализация проекта предлагает в качестве решения проблемы несоответствия между профессиональным самоопределением выпускников при поступлении в колледжи и вузы и кадровыми потребностями экономического развития региона системную раннюю профориентацию обучающихся 6-11 классов на основе профессиональных проб, направленных на ознакомление с профессиями, востребованными на региональном рынке труда, и опережающая профподготовка.

План действий:
Выражается в проведении ряда системных связанных мероприятий:
Сопровождение проекта на уровне муниципалитетов ЦОПП (муниципальные координаторы профориентации, педагогические работники)
Определение индивидуального профиля построения образовательно-профессионального маршрута каждого обучающегося с учетом выявленных склонностей по сферам профессиональной деятельности
Профориентационные экскурсии, «нескучные» каникулы, акции и конкурсы и т.п. активности для школьников на предприятиях и ПОО региона
Профессиональные пробы – первичное погружение в профессиональную деятельность на площадках предприятий, профессиональных образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования
Профессиональное обучение – получение первой профессии для возможного раннего трудоустройства и погружения в содержание будущей трудовой деятельности


Описание проблемной ситуации
Проблема:
Несоответствие между профессиональным самоопределением выпускников при поступлении в колледжи и вузы и кадровыми потребностями экономического развития региона
Суть проекта:
Формирование у выпускников школ ориентации на профессиональное образование и трудоустройство в регионе с учётом кадровых запросов экономики Вологодской области
Цель реализации:
Увеличение доли выпускников школ, поступивших на востребованные в регионе специальности в ПОО по контингенту 9-х до 60% от выпуска к 2030 году
Увеличение доли выпускников школ, поступивших на востребованные в регионе специальности в вузы региона по контингенту 11-х классов до 75% от выпуска к 2030 году

Конкурентные преимущества:
Системный подход: Профориентация рассматривается как целостная система, в которой миграционные процессы являются одним из ключевых факторов, влияющих на профессиональное самоопределение. Проект обеспечивает непрерывность профориентационной работы в системе образования.
Территориальная специфика: Учтены региональные особенности миграции в регионе, учитывается специфика местного рынка труда и системы ПО. Проект тесно связан с реальными возможностями трудоустройства в регионе, предоставляя молодежи актуальную информацию о рабочих местах.
Управленческий аспект: Профориентация становится инструментом управления ресурсами, позволяя влиять на миграционные процессы и содействовать закреплению молодежи в регионе. Создана система мониторинга и оценки эффективности профориентационной работы, оперативно отслеживаются пробелы и недостатки.
Комплексная оценка результатов: Мониторинг миграционных намерений позволяет оперативно реагировать на настроение выпускников. Оценка влияния профориентационной работы на решение о миграции и закреплении в регионе, а также анализ долгосрочной эффективности принятых мер.
Социальная значимость: Проект дает решение проблемы оттока молодежи, поддерживая развитие региональной экономики.